Основные ошибки при фотосъемке и как их избежать


 Вступление.  Научить заочно фотографировать с более-менее достойным результатом - задача практически нереальная. Для этого существуют фотошколы с различными уровнями обучения и соответствующими оплатами за обучение. Однако, если соблюдать несколько несложных правил при съемке, потерь в качестве будет меньше. И чем больше вы снимаете, анализируя процесс и сравнивая результаты, тем лучше получаются последние.

 За наши многолетние мучения по печати некачественных изображений с пленок и цифровых носителей, выявились некоторые закономерности создания самими заказчиками таких "плохих" отпечатков и несколько важных советов ( не только для начинающих ) стоит принять во внимание, во избежание разочарований при получении фотокарточек из фотолаборатории или при просмотре файлов на мониторе. Нижеизложенное ни в коей мере не относится к созданию художественных образов и творческих изысков.

Мы систематизировали ряд характерных ошибок при съемке на пленку и на "цифру"  и попробуем помочь их избежать.

1. Палец, попавший с краю объектива в кадр, наверняка не добавит красоты снимку, а будет выглядеть невнятным розовым пятном на пол-фотографии, поэтому при съемке забудьте о распальцовке и не держите камеру так, как девушка держит бокал с шампусиком, изящно оттопырив мизинчик. Также палец, закрывший рассеиватель вспышки, не загорает под ней, а загораживает животворный поток дополнительного света. 

2. Кнопку спуска при съемке нажимаем мягко и плавно, а не лупим, как по клавише игрового автомата, съевшему последнюю купюру. При резком нажатии кнопки спуска фотокамера в момент съемки движется и кадр смазывается, несмотря на современные стабилизаторы в цифровых камерах. Также можно дополнительно зафиксировать камеру, прижав плотнее ее ко лбу, глядя на предмет съемки через видоискатель, либо держать локти не на весу, а один или оба локтя прижать к телу или опереть на бедро или на постороннй упор (но не чужое бедро).

3. При выборе СЮЖЕТА оцените, что Вы хотите видеть на фотографии - только крупный план (портрет предмета, лица человека, домашнего питомеца и пр.) или их же, на фоне чего-либо (натурная съемка). Если нужен крупный план - приближайте зумм или просто подойдите ближе, держа предмет съемки в центре видоискателя или монитора ( при этом не забывая, что слишком близкая съемка чревата нарушением резкости и"забелением" предмета при срабатывании вспышки). Всегда оставляйте свободное пространство вокруг предмета съемки (если только иное не художественный замысел), особенно над головами людей ("воздух"). Отсутствие "воздуха" делает изображение куцым, приземленным, люди кажуться коротконогими. И наоборот - лишний "воздух" делает фото пустым, незаполненным.  Оптимально оставлять на "воздух" примерно четверть высоты фотографии. Конечно это не относиться к случаям съемки на фоне памятников, зданий и пр.  Тогда каждому хочется запечатлеть во весь рост и Эйфелеву башню и подругу около ее подножия.  В результате съемка ведется с дальнего расстояния, а потом на фото видна вся башня и ... малоузнаваемый лилипут-антифашист под ней. В этом случае снимающему стоит попробовать присесть, илине прилечь, и снимать, расположив камеру значительно ниже, почти к земле, а снимаемому подойти ближе, однако не забывая о фокусе (резкости) по дальнему, фоновому изображению и конечно не заслоняя такового. При невозможности такой акробатики возможно стоит разделить башню с подругой на разные кадры, или пожертвовать какой либо частью башни или подруги на выбор.

4. Вспышку ОБЯЗАТЕЛЬНО надо не лениться всегда непременно намеренно включать вручную принудительно в случаях:

- свет или солнце направлены в сторону снимающего или прямо, или слева-справа так, что часть предмета съемки получается затененной (пол-лица в тени), правда при прямом контр-свете мощности вспышки может не хватить и получится черный силуэт, стоит попробовать сократить расстояние, приблизиться к объекту съемки и повторить кадр,

- если объект съемки находиться в более темном месте, чем все окружающее или задний фон (снимаемый человек на окне или в арке, а съемка ведется из комнаты или тени; снимаемый в тени под деревом, а вокруг солнечная улица; на теплоходе верхняя палуба затеняет снимаемого, а сзади него солнечная вода, и пр.),

- при общей недостаточной освещенности.  И никогда не закрывайте лампу вспышки пальцем или кисточкой шапки.

Кстати, вспышка вашей любительской камеры, как правило, эффективна не далее ПЯТИ метров, дальше будет только хуже. При обработке и печати таких кадров частично можно исправить недостаток освещенности, но только до определенного уровня, далее с пленки пойдет белесость, а с "цифры" - шумы. Кстати шумы (посторонние точки и затемнения) возникают при съемке с приближением в режиме цифрового зумма. Постарайтесь ограничить приближение объекта съемки в пределах оптического зумма.

5. РЕЖИМЫ (портрет, пейзаж, спорт, макросъемка и пр.) выбираюся вращением колесика или через меню съемки. Полезно снимать не только в АВТОРЕЖИМЕ или ВИДЕО. как это делает большинство, но и сообразно здравому смыслу каждого. Режимы ПОРТРЕТ, ПЕЙЗАЖ, НОЧЬ многозначительно настаивают на их включении, при наступлении условий съемки, схожих по звучанию с наименованием режима. Правда, если Вы уже продвинулись до съемки в режимах БАЛАНС БЕЛОГО, ПРИОРИТЕТ ВЫДЕРЖКИ и пр., то вышеизложенное можно было и не читать, и не клясть автора за упрощенность формулировок - ведь все это пишется, в основном, для начинающих или сомневающихся!!!

6. Часто в фотолаборатории при приеме заказа с "цифры" в печать размером 10х15 или 20х30 спрашивают - печатаать С ПОЛЯМИ ИЛИ БЕЗ ПОЛЕЙ?  Тем, кто не печатает отснятые файлы, а только смотрит их на мониторах, стукаясь головами друг о друга, - данный раздел можно не читать!  Дело в том, что большинство цифровых фотокамер (их матрица) по умолчанию создают изображение (файл) с размерами сторон в соотношении 3:4, то есть если далее этот файл распечатать форматом 15х20 или 30х40 (те же 3:4), то изображение полностью, без потерь и обрезков ложится на лист фотобумаги (отпечаток). Но если вы решили такой файл напечатать форматом 20х30 или, как обычно самым ходовым - 10х15, то соотношение сторон отпечатка уже не 3:4, как выше, а 2:3, а файл то как был 3:4, так и есть, и вот тогда при печати БЕЗ ПОЛЕЙ часть сюжета "уходит" за длинную сторону отпечатка в никуда, и голова, имеющаяся на файле у края по длинной стороне изображения, оказывается на отпечатке 10х15 подрезанной сверху на 6 мм, и новые туфельки снизу на столько же. Где же выход. А их даже три.

Первое: можно заказывать печать 10х15 С ПОЛЯМИ, то есть оператор лаборатории "сажает" изображение в отпечаток полностью (по короткому размеру карточки), но по длине изображение получается короче карточки и остаются вертикальные белые поля около 1 см по каждой стороне отпечатка, что не есть хорошо. 

Второе: если будущие файлы  потом печатать 10х15 или 20х30, то перед началом съемки зайдите в меню фотокамеры и выставьте размер (в меню ЭТО может быть прописано как 10х15 или 3:2), правда в старых цифровых камерах эта функция не всегда поддерживается.

Третье и самое простое: при съемке оставляйте свободным небольшое пространство сверху и снизу (по длинным сторонам монитора камеры), дайте тот самый "воздух из п.3 данной статьи. И тогда можно не задумываться, как потом поступать с полученными файлами.

7. При съемке удаленных объектов старайтесь, чтобы в видоискатель или монитор не попадали посторонние предметы, не относящиеся к объекту съемки, особенно если съемка производиться со включением вспышки. Часто получаемые сюжеты: вариант 1 - при съемке сцены (театр, концерт)  или детского утренника снизу в кадре обязательно торчит чья-нибудь голова, причем мало того, что часто фокус "уходит" именно на эту голову и остальное получается нерезким, так ведь еще вспышка дает контрсвет от этой головы, время экспонирования сокращается, объект съемки получается темным, зато посторонняя лысина сверкает на зависть куполам. Вариант второй - компания за столом, а домашний папарацци сквозь батарею бутылок и мисок с салатом ведет съемку. Или он же снимает их же, через дверной проем. Результат - см. вариант 1, только вместо лысины будут бликующая посуда или дверные косяки слева-справа.

 Кстати о бликах. Весь сюжет будет испорчен отражением вспышки в зеркале, стекле или полировке. Избежать этого просто - ФОТОГРАФ НЕ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ СВОЮ КАМЕРУ В ЭТОМ ЗЕРКАЛЕ, в крайнем случае надо делать снимок под более острым углом к бликующей поверхности.

Много вопросов здесь еще не рассмотрено, но......... см. вступление. Мы будем благодарны, если еще кто-либо поделится своими проблемными ситуациями при съемке и путями выхода из них.

 

 

© 2008 Компания PetroFFoto
Мегагрупп.ру
Rambler's Top100